«Постижение» (insight)


Считают, что насекомые не способны к высшим формам научения — анализу предшествующего опыта и превращению его в обобщённую информацию, служащую основой для решения новых задач методом, отличным от метода проб и ошибок. Было предложено несколько примеров, когда можно было предположить аналитические способности у насекомых, однако они оказывались, как правило, поведенческими реакциями, сопровождавшимися или не сопровождавшимися научением.

Два примера из жизни общественных насекомых, которые рассматривались как рассудочная деятельность, касаются использования орудий. Муравьи из рода Oecophylla живут на ветвях тропических деревьев и строят прочные гнезда из скреплённых между собой листьев. При постройке гнезда одни муравьи удерживают края листа вместе, а другие держат личинку так, что она касается то одного края листа, то другого, при этом личинка выделяет шёлковую нить, которая скрепляет края листа и сшивает их вместе. Это «сшивание» очень напоминает разумное использование орудий.

Использование такого рода орудий известно и у других видов муравьёв. Несколько видов рода Aphaenogaster используют кусочки листьев для доставки в гнездо корма, слишком мягкого для переноса его в мандибулах. Муравьи кладут кусочки листьев на корм, который прилипает к ним, а через 30-60 мин после этого несут его к гнезду. Для муравьёв Aphaenogaster с маленьким брюшком было высчитано, что количество жидкой или желатинообразной пищи, которую они уносят прилипшей к кусочку листа, равному обычно длине тела муравья, больше того, что муравей может съесть за один раз.